Первому отечественному минивэну «Надежда» - 25 лет!

Поделиться

0

Сегодняшнее утро принесло в автомобильный мир несколько неожиданную новость - о том, что первый отечественный минивэн LADA-2120 («Надежда») отмечает свой 25-ый день рождения. Неожиданную для нас, поскольку встал закономерный вопрос: а что считать днем рождения модели - может быть, момент, когда был собран первый ее макет? Нырнув во Всемирную паутину интернета, нам удалось обнаружить, что макету «Надежды» уже не 25, а более 30 лет. Поскольку первый ее пенопластовый вариант конструкторы АВТОВАЗа выполнили еще в 1989 году, потом доделывали, переделывали и наконец в 1991 году одобрили. Первый прототип появился в НТЦ ВАЗа 23 октября 1995 года – то есть, 25 лет тоже никак не притянешь. 

Первая техническая презентация семиместного семейного полноприводного автомобиля прошла 31 января 1997 года. Может быть, попробуем вести отсчет от первого представления минивэна широкой публике? Известно, что «Надежду» действительно впервые показали потенциальным покупателям на Московском автосалоне в августе 1997 году.

Однако выставка открылась не 12-ого, а 26 августа. Тогда о каком 25-летии идет речь? Ведь тогда выходит, что до дня рождения «Надежды» еще минимум 2 недели. 

Но давайте предположим, что коллеги не ошиблись и приняли за дату отсчета некий условный демонстрационный показ новинки в Тольятти. Одно время была такая традиция на АВТОВАЗе - накануне Московского автосалона устраивать автосалон тольяттинский. Мероприятие это всегда проходило празднично, широко для города и области и было наполнено глубоким смыслом - работники завода могли привести на выставку своих членов семьи, чтобы показать, сборкой каких машин они занимаются. Раньше в Тольятти любой мальчишка знал, чем отличается «пятерка» от «семерки», «одиннадцатая от ноль первой», да и вообще народ машинами интересовался активно. Допустим, в середине августа действительно «Надежду» показали публике.

Не будем цепляться к дате, а просто согласимся, что модели LADA-2120 в этом месяце исполнилось (или исполнится через две недели) 25 лет. Сегодня в модельной линейке АВТОВАЗа минивэнов нет, «Надежду» закончили собирать в 2006 году, выпустив всего около 8 тысяч таких автомобилей. Но на дорогах страны автомобиль встретить еще можно. На 1 июля 2022 года, согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в российском автопарке числилось более 7 050 вазовских минивэнов.

И это даже удивляет. Потому что до большой конвейерной сборки за 8 лет модель так и не сумела дойти, осталась в мелкосерийном исполнении, а некоторые ее варианты – даже в штучном. Но в истории отечественного автопрома это первый минивэн и уже поэтому достоин особого внимания. Тем более что проект изначально был очень интересным и важным. Если бы не 90-ые годы, на которые выпало воплощение идеи - кто знает, может, «Надежда» тоже сумела бы стать долгожителем, таким же, как «Нива», на платформе которой ее создавали. 

Вспомним, что девяностые были тяжелейшими для российского автопрома. С одной стороны - открылись границы, и к нам хлынул долгожданный поток иномарок, показавший, как устарели наши модели и дающий новые идеи для развития. С другой стороны - на фоне хозяйственной неразберихи и кризиса у предприятий не было средств, которые можно было бы вкладывать в новые проекты. Стояла задача – выжить на формирующемся свободном рынке. Воплощая в жизнь проект «Надежда» - семейный семиместный минивэн повышенной проходимости - его пытались слепить из того, что было, предельно экономя на автокомпонентной базе. Себестоимость нового автомобиля должна была оставаться низкой.

Поэтому шасси и двигатель взяли от ВАЗ-2121 (Нива), удлиннили колесную базу, усилили кронштейны, лонжероны, арки, пружины, амортизаторы – в общем, все, что можно усилить. Передние фары взяли от LADA-2106, задние – от LADA-1111. Комбинацию приборов и руль от LADA-2110. Панель приборов, впрочем, сделали новую.

И это полноприводное чудо, весящее 1400 кг и расходующее в смешанном цикле 10,1 л бензина на 100 км, представили в Москве на автосалоне. Кстати, в 1997 году это было уже достаточно раскрученное на международном уровне мероприятие: в нем в этом году приняли участие уже 450 фирм из 36 стран. Произошло 20 премьер новых моделей, и «Надежда» - была одна из этих двадцати. 

Проект был интересным еще и потому, что на его основе АВТОВАЗ планировал выстроить целый модельный ряд. Уже через год, опять же в августе и опять же в Москве народу показали бизнес- модификацию LADA-2120 под названием «Менеджер». 

Этакий кабинет делового человека – на колесах. Для большего удобства крышу кузова немного приподняли, остальные изменения в большей степени коснулись внутреннего оформления салона. Как рассказывает drive2.com, в салоне появились кожаные кресла, причем кресло переднего пассажира могло разворачиваться на 180 градусов – к задним. Салон оснастили сейфом, мини-баром, телевизором, видеомагнитофоном, оборудовали дополнительными ящичками для комфорта.

При этом автомобиль, конечно, весомо подорожал. 

Среди идей разработчиков было создать на основе «Надежды» и удобное такси, и фургон, и медицинский автомобиль, и даже передвижную автомастерскую.

Но итог мы с вами знаем – модель вышла не в то время, не с тем двигателем (специалисты говорят, что ей не хватало динамики) и не попала в нужную ценовую нишу. Ей не помог даже рестайлинг, предпринятый в двухтысячных. Результат - чуть более 7 тысяч единиц в сегодняшнем автопарке России. Время от времени автомобильные журналисты все же вспоминают этот любопытный проект, иногда на 1 апреля додумывая, что АВТОВАЗ решил вернуться к идее.

Фото: russoauto.ru, auto.ru, drive2.com

Источник: Цена Авто

Теги: день в истории, АвтоВАЗ, LADA

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

    Статьи